РЕМОНТ КУЗОВНЫХ ПАНЕЛЕЙ
Естественно, устранением перекосов проемов и восстановлением геометрии кузова ремонт не ограничивается. Ведь проемы могут быть полностью восстановлены и соответствовать документации завода-изготовителя на автомобиль, а контрольные и базовые точки кузова ¬ располагаться на нужных местах, но, тем не менее, автомобиль эксплуатировать нельзя. Необходимо еще восстановить форму и размеры деформированных панелей кузова. Устранение деформаций кузовных панелей состоит из двух основных операций:
. предварительная правка, при которой снимаются напряжения удара (в деформированном металле всегда присутствуют внутренние напряжения);
. окончательное выравнивание неровностей (в том числе и мини-неровностей) до тех пор, пока геометрия поверхности и размеры ремонтируемой детали максимально не приблизятся к геометрии поверхности и размерам новой детали.
Предварительная правка поверхностей называется выколоткой, а окончательное выравнивание ¬ рихтовкой. Все эти работы выполняются только тогда, когда основание и каркас кузова уже восстановлены. Перед началом выколотки и рихтовочных работ следует снять все узлы и детали, которые могут помешать этим операциям. Обязательно нужно демонтировать те узлы и детали, которые могут повредиться при выколотке или рихтовке. Например, при рихтовке автомобильной дверцы очень легко выдавить стекло или повредить боковое зеркало. Съемные детали (крылья, двери, капот, крышки багажника и капота) удобнее восстанавливать, когда они сняты с кузова автомобиля. Конечно, при несложных повреждениях, требующих небольшого объема рихтовочных работ, восстанавливать съемные детали можно и не снимая их с кузова, поскольку демонтаж и последующий монтаж занимают довольно много времени. Однако качество рихтовки будет гораздо выше, если деталь располагается в горизонтальной плоскости на специальной подставке, а не в вертикальной, причем без подставки. Как правило, перед началом рихтовочных работ с лицевой стороны ремонтируемой панели следует удалить лакокрасочное покрытие, а при необходимости и антикоррозионное (противошумное) с внутренней стороны ремонтируемой панели. Следует отметить, что в некоторых случаях рихтовка осуществима без нарушения лакокрасочного покрытия, однако это возможно только при определенных типах повреждений (например, при гладкой вмятине, которую можно выдавить с помощью камеры мяча). Ремонт следует начинать с тех участков, которые обладают большей жесткостью и большим сопротивлением деформации «гармошки» из металла, ребер жесткости, линий перегибов панели, усилителей и т. д.). Дело в том, что если ремонт начинать с участков, сопротивление деформации которых ниже, то при ремонте жестких участков мягкие вновь деформируются и придется опять заниматься рихтовкой уже, казалось бы, отремонтированного участка панели. Рихтовка работа практически ювелирная и требует не столько силы, сколько умения. Металл нужно «чувствовать». Сильные разрозненные удары оставляют заметные следы на ремонтируемой панели. Кроме того, в этом случае металл сильно вытягивается, что требует последующей его усадки. Наилучший эффект достигается, если рихтовка проводится легкими и частыми ударами следы от рихтовочноrо инструмента на ремонтируемой панели небольшие, легко заделываются путем шпатлевки, а вытяжка металла невелика. Оценить качество рихтовки можно визуально, собственной ладонью или с помощью линейки. Выпуклые или вогнутые поверхности легко заметны, если смотреть на них под углом или сбоку. Быстрое поглаживание ладонью помогает обнаружить дефекты поверхности, а с использованием линейки леrко контролируется качество ремонта плоских поверхностей.