ДУГОВАЯ СВАРКА
Дуговая сварка применяется для соединения тонких листов металла (их минимальная толщина ¬ 1 мм). Она редко используется мастерами кузовных работ. Дело в том, что дуговая сварка требует высокого мастерства в обращении со сварочным аппаратом, а также специальных знаний, иначе результат сварочных работ будет весьма далек от идеального. Следовательно, высококачественную дуговую сварку может выполнить лишь профессиональный сварщик. Среди мастеров кузовных работ, не являющихся профессиональными сварщиками, дуговая сварка не слишком популярна. При дуговой сварке кромки, свариваемые между собой, могут устанавливаться встык. Если толщина листов не более 2 мм, то их можно состыковать без зазора, если же толщина листов составляет 2-4 мм, то кромки состыковываются с зазором в 2/3 от диаметра сварочного электрода. Без зазора можно состыковать листы металла, кромки которых имеют Фаски под углом 450. Если толщина свариваемых листов более 4 мм, то форма кромок должна быть V-образной, с углом 900. Свариваемые кромки допустимо располагать как в одной плоскости (сварка встык), так и в различных плоскостях (угловая сварка с внутренним швом, угловая сварка с наружным швом и сварка внахлестку). Можно производить стыковую горизонтальную сварку, вертикальную, а также сварку в иных положениях. Перед началом сварочных работ металл кузова в рабочей зоне нужно очистить не только от пыли и грязи, но и от лакокрасочного покрытия, а также покрытий другого вида (антикоррозионных и т. д.) до голого металла. Свариваемые кромки должны быть максимально чистыми. Время выполнения сварочных работ и их качество определяются не только мастерством исполнителя, но и диаметром электрода.
Чем больше
диаметр электрода, тем на большую толщину металла он воздействует
(разогревает). Мастерам, которые считают, что увеличение диаметра электрода не
только ускорит сварочные работы, но и улучшит их качество (за счет
максимального и быстрого разогрева металла), следует помнить, что детали
автомобильного кузова изготавливаются из листов металла небольшой толщины. При
нормальной силе сварочного тока, маленьком диаметре электрода и продолжительном
времени сварки (такие параметры сварки требуют большого количества проходов,
что увеличивает время сварочных работ) металл кузова за счет разогрева
деформируется незначительно, в результате чего сварочный шов получается ровным.
А вот при большом диаметре электрода может образоваться отверстие. То же самое
вы получите, если поднесете тлеющую спичку к бумаге. Чтобы этого избежать,
нужно увеличить скорость перемещения электрода, что приведет не только к
уменьшению времени на сварочные работы, но и к неравномерности сварочного шва.
Требуемый для работ диаметр электрода и сила тока зависят от толщины
свариваемых листов металла, их расположения друг относительно друга, а также от
того, выполняется сварка в горизонтальной/вертикальной плоскости или под углом.
Определенные навыки и мастерство требуются также при зажигании сварочной дуги.
Чтобы зажечь дугу, нужно сначала подвести электрод к детали до касания, а затем
отвести. Электрод контактирует с деталью либо за счет легкого удара, либо
трением о поверхность детали. Здесь также требуются навыки сварщика: чуть
сильнее удар или прижим ¬ И может произойти скалывание обмазки конца электрода,
что приведет к частичному оголению электрода и его прилипанию к детали при
сварке переменным током.
Сварка кузова автомобиля дуговой сваркой