АНТИКОРРОЗИОННАЯ КАТОДНАЯ ЗАЩИТА
Метод катодной защиты позволяет защитить автомобиль от ржавчины без разборки или сверления кузова. Потребление тока такой защитой сравнимо с потреблением тока электромеханическими часами в салоне автомобиля (а ведь эти часы работают постоянно). Защита эффективно работает даже при сильно разряженном аккумуляторе. Простое самодельное устройство позволяет поддерживать значение потенциала на влажных участках поверхности корпуса автомобиля на уровне, который необходим для полного прекращения процессов коррозии. Это возможно за счет разрушения защитных электродов (анодов). В качестве анодов можно использовать как разрушающиеся материалы (нержавеющую сталь, алюминий), которые требуют замены через 4¬5 лет, так и стойкие материалы (карбоксил, магнетит, графит). Аноды представляют собой прямоугольные или круглые пластины площадью 4¬9 см 2 . При катодной поляризации металлу необходимо сообщить такой отрицательный потенциал, при котором окисление становится термодинамически маловероятным. Для железа и его сплавов полная защита от коррозии достигается при О, 1¬0,2 В. Дальнейший сдвиг потенциала незначительно влияет на степень защиты. Плотность тока должна быть в пределах 10¬30 мА/м 2 . Катодная защита автомобилей имеет особенности, связанные с тем, что у автомобиля есть и источник тока, и бортовая сеть проводов, и антикоррозийное покрытие, усиленное специальными составами. Наиболее простая катодная защита автомобиля состоит из металлических электродов, подключаемых к «плюсу» аккумулятора. Правда, при этом затрудняется контроль возможного короткого замыкания электродов на кузов автомобиля и работы устройства в целом. Несложный электронный блок, потребляющий от аккумулятора всего лишь около 2 мА, устраняет этот недостаток . Если один из защитных электродов начнет замыкать на корпус автомобиля, то светодиодный индикатор HL 1 погаснет.
ПРИМЕЧАНИЕ
Перед тем как начинать поиск и устранение места замыкания, необходимо отсоединить источник электропитания. Индикатор HL 1 реагирует на повышенную влажность корпуса автомобиля снижением яркости свечения. Один электрод обеспечивает катодную сохранность 0,2 -0,4 м 2 металлической поверхности. Электроды следует устанавливать только на места, защищенные лакокрасочным покрытием. Если на покрытии имеются сколы, глубокие царапины (до металла) или другие повреждения, то сначала необходимо их устранить, а лишь затем устанавливать электроды.
ПРИМЕЧАНИЕ
Электроды закрепляются на поверхности эпоксидным клеем или шпатлевкой на eгo основе. Наружная сторона электродов должна оставаться свободной от электроизоляции. Электронный блок может располагаться в любом месте автомобиля. Он присоединяется к бортовой сети так, чтобы оставаться постоянно включенным, кроме аварийных ситуаций, когда eгo требуется срочно обесточить. Поэтому не следует размещать блок в труднодоступных местах, где срочное обесточивание может стать трудоемким и долгим процессом
Прямоугольный и круглый электроды, а также принципиальная электрическая схема блока для антикоррозийной катодной защиты техники есть в интернете