Повреждений кузова бывают двух типов: эксплуатационные и аварийные.
Эксплуатационные повреждения кузова возникают при эксплуатации за счет статических нагрузок (вес водителя, пассажиров, груза), динамических нагрузок (появляются при движении), а также за счет изгиба и скручивания в результате переменных нагрузок (от неровностей дороги). Эксплуатационные повреждения вызывают также высокочастотные вибрации от работающего двигателя, коробки передач и трансмиссии. Претворение в жизнь девиза лихачей-водителей ¬ чем выше скорость, тем меньше ямок на дороге, ¬ приводит к разрушающим нагрузкам на кузов, так как при этом возрастают знакопеременные нагрузки. Чем больше и дольше эксплуатируется автомобиль, тем больше он получает эксплуатационных повреждений кузова. К таким повреждениям относятся следующие:
. деформация и коробление поверхностей отдельных деталей:
. провисание дверей автомобиля:
. нарушение формы и размеров оконных и дверных проемов:
. нарушение целостности лакокрасочного и антикоррозионного покрытий:
. смещение лонжеронов, коробление крыльев автомобиля при перегрузках кузова:
. появление трещин в местах соединений стоек с кузовом (часто возникают из-за недостаточной прочности конструкции, непрочного соединения деталей, а также в результате ударов и изгибов металла):
. усталостные разрушения по усилителям и соединителям от дельных панелей:
. обрывы приварных болтов и гаек:
. появление скрипов и стуков (из-за отсоединившихся приваренных или приклеенных деталей):
¬ . разрушение отдельных сварочных точек.
Самым распространенным эксплуатационным повреждением является коррозия кузова. Избежать эксплуатационных повреждений невозможно, разве что «законсервировав» автомобиль по всем правилам и храня его в гаражных условиях. Чтобы внеэксплуатационные повреждения не свали вались на голову одновременно ¬ а тогда они будут представлять собой крупную проблему, ¬ за состоянием кузова автомобиля нужно внимательно следить и устранять повреждения по мере их обнаружения. К сожалению, большинство водителей предпочитают контролировать лишь ходовую часть своего транспортного средства и склонны забывать, что кузов ¬ самая дорогая часть в автомобиле, и его ремонт обходится отнюдь не дешево (особенно если приходится заниматься глобальным ремонтом по принципу «все И сразу»). Большая часть эксплуатационных повреждений кузова возникает в результате коррозии. Наиболее высока вероятность появления коррозии в труднодоступных для осмотра и очистки местах (закрытые полости несущего кузова, конструктивные карманы, пазухи, отбортовки, зафланцовки, сварные швы и т. д.). В такие места попадают влага и пыль, а также солевые растворы и коррозионные вещества с дорожного покрытия, и сохраняются долгое время, что приводит к активному и беспрепятственному развитию коррозии. Основные факторы коррозионного воздействия на кузов автомобиля следующие:
. щебень, песок, соль и продукты нефтепереработки:
. ультрафиолетовое излучение:
. атмосферные осадки:
. кислотные и щелочные осадки.
Под действием этих факторов на кузов автомобиля повреждается лакокрасочное покрытие и появляется коррозия металлических деталей, к тому же покрытие вспучивается в результате коррозии металла под ним.
¬ ПРИМЕЧАНИЕ
Стальной лист, не защищенный антикоррозионным покрытием, становится тоньше на O,2¬0,3 мм через год пребывания на открытом воздухе. Аварийные повреждения кузова возникают в результате дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно до 6 % автомобилей в России становятся участниками дтп. Почти все такие происшествия приводят к повреждениям кузова, требующим ремонта. Статистика свидетельствует о том, что первенство по количеству соударений автомобиля держит его передняя часть, далее следуют повреждения задней области и меньше всего повреждений приходится на боковые части.
¬
Самые крупные повреждения возникают в результате лобового столкновения автомобиля (передней частью) с препятствием, если удар пришелся непосредственно на переднюю часть кузова или в район передних стоек под углом, не превышающим 40¬450. Препятствиями могут быть как столб, так и движущееся навстречу транспортное средство. В случае столкновения со встречным транспортным средством в дело вступают неумолимые законы Физики: скорости автомобилей, участвующих в столкновении, суммируются, а кинетическая энергия, которая выделяется при ударе, является функцией скорости (Е = ти 2 /2). Именно эта энергия и поглощается при ударе корпусом автомобиля (для автомобиля массой около тонны количество поглощаемой энергии при лобовом ударе составляет около 80 100 КДЖ!). Время поглощения составляет десятые доли секунды. Естественно, кузов разрушается, а особенно сильной деформации подвергается передняя часть машины ¬ та, на которую приходится удар. Нагрузки передаются также всем смежным деталям каркаса кузова, а через них ¬ лицевым деталям всего кузова. Энергия поглощается за счет деформации лонжеронов, брызговиков, порогов и тоннеля пола. Уменьшаются зазоры в проемах передних дверей, так как на двери давят передние стойки. Двери, в свою очередь, оказывают давление на центральные стойки (через петли и замки). Перекашиваются основание и каркас кузова, а также смещаются точки крепления узлов трансмиссии и двигателя. При аварийном повреждении кузова возникает цепная реакция. Она продолжается до тех пор, пока вся кинетическая энергия, выделившаяся при столкновении, не будет погашена. Чем выше скорости столкнувшихся транспортных средств, тем больше повреждений будет и тем больше кузовных деталей затронет разрушение. К примеру, при лобовом столкновении передней частью кузова в зоне переднего крыла, лонжерона и фары повреждаются панель передка автомобиля, капот, крылья, брызговики, передние лонжероны, рама лобового стекла и крыша. Эти повреждения можно увидеть невооруженным глазом . Кроме того, деформируются передние, центральные и задние стойки с обеих сторон автомобиля, в передней и задней дверях, которые расположены со стороны удара (если соударение произошло в зоне правого переднего крыла, то деформируются стойки правой передней и правой задней дверей), в заднем крыле с той стороны, где произошло соударение, а также в задней панели багажника. Если же удар пришелся на переднюю часть кузова под углом 40---450, то повреждаются передние крылья, капот, панель передка, брызговики и передние лонжероны. При этих разрушениях деформированные детали приходится заменять новыми, иначе невозможно восстановить базовые точки передней части кузова. Кроме того, требуется ликвидировать перекосы проемов передних дверей, а также передних и центральных стоек кузова. Поскольку при поглощении кинетической энергии удара не происходит сжатия или утолщения металла, то в зоне удара образуются крупные складки или вмятины (металл вытягивается). Степень повреждения зависит от скорости, угла соприкосновения с препятствием, массы автомобиля, его конструкции, возраста, дорожных условий и т. д. Категории сложности повреждений кузова Автомобиль имеет определенные форму и размеры деталей. Все эти размеры не только определяют дизайн, расположение и крепление агрегатов, но и учитывают безопасность транспортного средства и eгo аэродинамические свойства. Точки на кузове, от которых зависят эти качества автомобиля, называются базовыми. На кузове имеются еще и контрольные точки.
¬ ПРИМЕЧАНИЕ
геометрия кузова ¬ это совокупность всех размеров и форм eгo деталей. Нарушение геометрии кузова ¬ это изменение размеров или (и) формы деталей (или одной детали) кузова, в результате которых произошло смещение базовых и (или) контрольных точек на кузове. Общую картину повреждений при нарушении геометрии кузова составляют отклонения от заданных размеров основания и каркаса кузова. Даже при отсутствии видимых отклонений следует сравнить расположение базовых и контрольных точек на кузове с технической документацией на автомобиль ¬ ведь не все заметно глазом, иногда нужно воспользоваться измерительными приборами, например рулеткой. Повреждения кузова автомобиля различаются по категориям сложности. Чем выше категория, тем сложнее повреждение и тем больше сил, времени и средств требуется на его устранение и придание детали кузова первоначальной формы. Самые простые повреждения ¬ вмятины наружных кузовных деталей. Они относятся к первой категории сложности. Если повреждения не повлияли на ходовые качества автомобиля (его можно эксплуатировать, только эстетики во внешнем виде маловато) и расположение его основных узлов, то они являются повреждениями второй категории сложности. К таким повреждениям относятся, к примеру, нарушение геометрии дверных проемов, деформация средних стоек салона и т. д. Если произошло смещение основных агрегатов автомобиля и (или) деформация несущих элементов кузова, на которых имеются базовые точки (лонжероны, чашки амортизаторов и т. д.), то такие повреждения относятся к третьей категории сложности. Если повреждения относятся одновременно ко всем трем первым категориям, а геометрия трех и более оконных и дверных проемов нарушена, то это повреждения четвертой категории сложности. Восстанавливать машину, получившую такие повреждения, очень трудно. Автомобиль, имеющий повреждения пятой категории сложности, назвать иначе как металлоломом невозможно. Другими словами, он восстановлению не подлежит. Практически все кузовные размеры и пропорции нарушены, ремонтировать нужно почти все кузовные детали, смещены все базовые и контрольные точки и т. п. При таких повреждениях мастер в ответ на вопрос «Что можно сделать?» обычно советует снять передний и задний бамперы и вставить между ними новый автомобиль. Вот только и бамперы скорее всего окажутся битыми. Так что при повреждениях пятой категории сложности приобретение новой машины обходится дешевле, чем ремонт (или, по крайней мере, в близкую сумму). Итак, прежде чем браться за кузовной ремонт автомобиля, нужно объективно оценить сложность полученных повреждений и свои возможности по их устранению. Начинающий мастер может справиться далеко не со всеми повреждениями: для некоторых просто нужен опыт, который нарабатывается со временем. Если же времени на приобретение опыта у вас нет, уверенности в своих силах ¬ тоже, автомобиль нужно срочно восстанавливать, а повреждения кузова довольно сложные, то лучше сразу обратиться на СТО.