РЕМОНТ КУЗОВНЫХ ПАНЕЛЕЙ
Естественно,
устранением перекосов проемов и восстановлением геометрии кузова ремонт не
ограничивается. Ведь проемы могут быть полностью восстановлены и соответствовать
документации завода-изготовителя на автомобиль, а контрольные и базовые точки
кузова ¬ располагаться на нужных местах, но, тем не менее, автомобиль эксплуатировать
нельзя. Необходимо еще восстановить форму и размеры деформированных панелей кузова.
Устранение деформаций кузовных панелей состоит из двух основных операций:
.
предварительная правка, при которой снимаются напряжения удара (в
деформированном металле всегда присутствуют внутренние напряжения);
.
окончательное выравнивание неровностей (в том числе и мини-неровностей) до тех пор,
пока геометрия поверхности и размеры ремонтируемой детали максимально не приблизятся
к геометрии поверхности и размерам новой детали.
Предварительная
правка поверхностей называется выколоткой, а окончательное выравнивание ¬
рихтовкой. Все эти работы выполняются только тогда, когда основание и каркас
кузова уже восстановлены. Перед началом выколотки и рихтовочных работ следует
снять все узлы и детали, которые могут помешать этим операциям. Обязательно
нужно демонтировать те узлы и детали, которые могут повредиться при выколотке
или рихтовке. Например, при рихтовке автомобильной дверцы очень легко выдавить
стекло или повредить боковое зеркало. Съемные детали (крылья, двери, капот,
крышки багажника и капота) удобнее восстанавливать, когда они сняты с кузова
автомобиля. Конечно, при несложных повреждениях, требующих небольшого объема
рихтовочных работ, восстанавливать съемные детали можно и не снимая их с
кузова, поскольку демонтаж и последующий монтаж занимают довольно много
времени. Однако качество рихтовки будет гораздо выше, если деталь располагается
в горизонтальной плоскости на специальной подставке, а не в вертикальной,
причем без подставки. Как правило, перед началом рихтовочных работ с лицевой
стороны ремонтируемой панели следует удалить лакокрасочное покрытие, а при
необходимости и антикоррозионное (противошумное) с внутренней стороны
ремонтируемой панели. Следует отметить, что в некоторых случаях рихтовка
осуществима без нарушения лакокрасочного покрытия, однако это возможно только
при определенных типах повреждений (например, при гладкой вмятине, которую
можно выдавить с помощью камеры мяча). Ремонт следует начинать с тех участков,
которые обладают большей жесткостью и большим сопротивлением деформации «гармошки»
из металла, ребер жесткости, линий перегибов панели, усилителей и т. д.). Дело
в том, что если ремонт начинать с участков, сопротивление деформации которых
ниже, то при ремонте жестких участков мягкие вновь деформируются и придется
опять заниматься рихтовкой уже, казалось бы, отремонтированного участка панели.
Рихтовка работа практически ювелирная и требует не столько силы, сколько
умения. Металл нужно «чувствовать». Сильные разрозненные удары оставляют
заметные следы на ремонтируемой панели. Кроме того, в этом случае металл сильно
вытягивается, что требует последующей его усадки. Наилучший эффект достигается,
если рихтовка проводится легкими и частыми ударами следы от рихтовочноrо
инструмента на ремонтируемой панели небольшие, легко заделываются путем
шпатлевки, а вытяжка металла невелика. Оценить качество рихтовки можно
визуально, собственной ладонью или с помощью линейки. Выпуклые или вогнутые
поверхности легко заметны, если смотреть на них под углом или сбоку. Быстрое поглаживание
ладонью помогает обнаружить дефекты поверхности, а с использованием линейки
леrко контролируется качество ремонта плоских поверхностей.
|