ПРАВКА И ЗАМЕНА КРЫШИ АВТОМОБИЛЯ
Крыша может
быть повреждена при боковом наезде на высокое препятствие (к примеру, дерево
или стену), а также при перевороте автомобиля. Целесообразность правки крыши определяется
объемом повреждений. Обычно при боковом наезде на высокое препятствие крышу
проще заменить, чем править, так как восстановление первоначальной формы крыши
в этом случае ¬ процесс не просто сложный и трудоемкий, но и попросту невыгодный.
А вот если деформация невелика, возникла в результате достаточно слабых ударов,
можно произвести выколотку и рихтовку деформированной поверхности. До начала
ремонтных работ производится демонтаж салона автомобиля (снимаются сиденья и
разбирается обивка крыши), рулевое колесо и панель приборов тщательно закрываются
тканью, бумагой или полиэтиленовой пленкой. Если необходимо, снимаются двери.
Правка больших вмятин выполняется с помощью толкающего домкрата, устанавливаемого
на деревянную опору. Домкрат передает опорное усилие полу кузова, а пол
поддерживается домкратом под днищем кузова автомобиля. Желательно использовать
резиновую головку домкрата или размещать фасонный клин между головкой домкрата
и крышей. Правка вмятин на крыше ничем не отличается от правки других кузовных
деталей по способам и методам рихтовки. Одновременно с крышей правится и
верхняя часть боковой поверхности основания кузова (такая правка выполняется с
помощью клина, который устанавливается между домкратом и внутренней
поверхностью боковой стенки кузова). Рихтовка производится легкими ударами не
рихтовочным молотком, а деревянной киянкой. Дело в том, что площадь поверхности
крыши большая, а края крыши при рихтовке практически не деформируются, в
результате листовой металл удлиняется и появляется вспучивание (удлиненный
пузырь). Поэтому рихтовочный молоток применяется только для тонкой, отделочной
рихтовки. Округленные участки рихтуются по направлениям, параллельным бортику
крыши. В некоторых случаях приходится заменять одновременно и крышу, и проем
лобового стекла, и панель задней боковой стенки кузова. Фактически эти детали
являются продолжением крыши, а в некоторых моделях автомобилей они представляют
единое целое с крышей. Существуют модели, в которых задние боковые панели
соединяются с задними крыльями или являются частью задних крыльев. В таких
случаях нужно выбрать один из двух вариантов: либо разделить соединенные детали,
либо заменить все вместе. Детали разделяют по сварочным точкам (если крыша и ее
продолжение соединяются точечной сваркой) или просто разрезают (если крыша и ее
продолжение являются единым целым). Затем детали соединяют путем газовой
сварки. Когда приходится заменять крышу вместе с ее продолжением, до начала
работ нужно снимать двери, приборную панель, сиденья, обивку крыши, иногда ¬
капот, крышку багажника и крылья. Перед заменой крыши необходимо выправить
перекосы кузова (если они имеются). Когда крыша снята, верхняя часть кузова
становится доступной, следовательно, упрощается правка деформаций и
повреждений. При выправлении деформированных мест нужно тщательно
контролировать правильность формы путем установки дверей и новой крыши. При
сильной деформации верхней части кузова деформированные детали можно заменить
новыми (например, удалить части кузова на половине высоты стоек лобового стекла).
Перед установкой новой крыши ее нужно закрепить, а затем проверить правильность
формы проема лобового и заднего стекол. Для этого либо устанавливаются стекла,
либо применяются шаблоны, либо измеряются проемы. Точно так же проверяется правильность
формы дверных проемов. Предварительное закрепление выполняется путем точечной
сварки: детали «прихватываются» В нескольких точках сваркой, и, если все
размеры и формы проемов совпадают с требуемыми, производится окончательная сварка.
Если замена крыши требует разреза на половине высоты стоек лобового стекла, то
такой разрез заваривается с помощью дуговой сварки в среде инертного газа. При
вырезании крыши по всем четырем углам желательна твердая пайка швов, поскольку
это улучшит герметичность (что может быть неприятнее, а иногда и опаснее, чем
протекающая автомобильная крыша, ведь в машине имеются еще и различные
электроприборы!). Если крыша пластмассовая (подобные крыши не редкость в
микроавтобусах и минивэнах), то она прикрепляется к металлическому остову
специальными заклепками, а места соединений покрываются герметиком. Чтобы снять
такую крышу, заклепки высверливаются и удаляются. Некоторые автомобильные
крыши, изготовленные из слоистого пластика, завальцовываются в металл. Такие
крыши являются съемными. Существуют и такие, которые крепятся к металлическому
остову изнутри винтами. Их снятие также не требует резки и высверливания.
|